Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 07.45.20

PROSPERITAS -  DOM




Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 125
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕКОРАТИВНАЯ МАЛЯРНАЯ ОТДЕЛКА ПОВЕРХНОСТЕЙ (часть 2)
        



   ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕКОРАТИВНАЯ МАЛЯРНАЯ ОТДЕЛКА    ПОВЕРХНОСТЕЙ

Окраска по трафарету

  

 

Чередование и сочетание одних и тех же элементов в несложном рисунке или узоре орнамента позволяет их выполнять методом трафаретного рисунка.

Трафаретный рисунок — простейшая техника размножения несложных рисунков или орнаментов. Шаблоны, сделанные из бумаги, целлулоида или листового металла (цинк, алюминий) с прорезями, точно соответствующими цветовым пятнам оригинала, получили название трафаретов. Для одного и того же узора делают несколько шаблонов в зависимости от числа цветовых оттенков. Рисунки для трафаретов получают от архитектора или художника. Если рисунок выполнен в натуральную величину, с него на кальку снимают копию, обводя карандашом по контуру. Затем, сняв кальку с оригинала и положив ее на жесткое основание, увеличивают четкость рисунка дополнительной обводкой с применением чертежных инструментов. На этой же кальке различной штриховкой размечают прорези, относящиеся к одному цвету, и определяют необходимое число шаблонов.

Рисунок по трафарету наносят на поверхность трафаретными кистями с коротким волосом или кистями-ручниками, обвязывая часть волоса шпагатом. Если поверхность окрашена неводными составами, то рисунок наносят также неводными составами. На поверхность, окрашенную водными составами, рисунок набивают водными составами.

Для нанесения рисунка применяют более густые окрасочные составы, чем для окраски. Обычно густоту состава проверяют по стеканию его с кисти: он должен легко набираться кистью, но в то же самое время не стекать с нее даже при легком встряхивании. Вязкость состава должна быть 70—80 с по ВЗ-4.

При работе трафарет плотно прижимают к поверхности ( 126, см. Цв. вклейку), на которой иногда отбивают опыленным шнуром одну или две параллельные линии. Расстояние между линиями должно быть равно ширине трафарета. Для удобства перестановки на трафарете делают метки. После набивки рисунка трафарет снимают и протирают, а рисунок иногда подправляют кистью: заполняют места перемычек, накладывают тени и блики.

В малярных работах используют различные виды однокрасочных и многокрасочных трафаретов.

Простые прямые и обратные трафареты ( 127, см. цв. вклейку) служат для набивки рисунка бордюров и фризов в одну краску. К этому же виду относятся трафареты для набивки филенок. Обратные трафареты отличаются от прямых тем, что при их применении узор окрашен в цвет основного фона, а по трафарету наносят краску для фона, окружающего рисунок.

Многокрасочные трафареты используют для набивки рисунка в несколько красок ( 128, в, см. цв. вклейку). Для каждого цвета изготовляют отдельный трафарет ( 128, а, б). При работе с многокрасочными трафаретами придерживаются определенной последовательности их наложения, чтобы получить заданный рисунок. Поэтому трафареты размечают буквами или цифрами в порядке последовательности их использования. Кроме того, все трафареты имеют отметки в виде треугольников, по которым при наложении обеспечивают точное совмещение трафаретов.

Сплошные трафареты служат для отделки отдельных зеркал при сплошном заполнении их рисунком.

Трафареты для припороха применяют при декоративной росписи поверхностей стен и потолков. Для выполнения припороха по контурам рисунка на шаблоне делают проколы крупной иглой. При переносе рисунка шаблон устанавливают на отделываемую поверхность и по отверстиям припорашивают тампоном, в котором находится порошок угля или пигмента.

Декоративную роспись методом аэрографии осуществляют с использованием компрессорных установок, аэрографических краскораспылителей и различных трафаретов.

Используют ручные краскораспылители СО-6А с соплом диаметром 0,2—0,5 мм, воздух в головку краскораспылителя поступает от компрессора малой производительности. Диаметр сопла краскораспылителей для обычных малярных работ не менее 1,5 мм, поэтому для аэрографической росписи они непригодны. Аэрографическим методом отделывают помещения значительно быстрее и с меньшей затратой материалов, чем кистью. По тонкости выполнения, рельефности получаемых изображений аэрография приближается к живописи, а богатство форм и приемов аэрографической росписи    позволяет внести большое разнообразие  в  отделку  помещений.

Аэрографической росписью получают декоративный рисунок с плоскостным и объемным изображением.

Декоративный рисунок с плоскостным изображением наносят с помощью прямого ( 129, см. цв. вклейку) или одновременно прямого и обратного ( 130, см. цв. вклейку) трафаретов, совместное применение которых создает впечатление глубины рисунка. За основу таких рисунков берут, например, изображение листьев или ветки с листьями.

Чтобы заполнение поля при работе краскораспылителем было равномерным не только по количеству элементов рисунка, но также по цвету насыщенности, головку краскораспылителя держат на одном и том же расстоянии от поверхности, передвигая его с одинаковой скоростью.

Существует другая разновидность этого вида отделки. Законченный рисунок этой отделки по внешнему виду напоминает набивную ткань «шотландку». Рисунок наносят в несколько цветов. Сначала с помощью обратных трафаретов накладывают по диагонали друг к другу красочные полоски различной интенсивности и расцветки, образуя небольшие ромбы. Затем с помощью прямых трафаретов пространство внутри клеток заполняют рисунком. Общий фон такой отделки должен быть темнее, для чего применяют кодеры коричневого цвета, темно-терракотового или темно-синего. Для рисунка подбирают колеры того же цвета, но большей или меньшей светлоты.

Декоративный рисунок с объемным изображением — более сложный вид аэрографической росписи. Объемное изображение требует точного соблюдения правил наложения прямых теней и бликов. В крупных рисунках объемную растушевку выполняют по отдельным трафаретам, в мелких рисунках ее делают краскораспылителем без трафарета.

При изготовлении трафаретов рисунок разбивают на отдельные части по числу оттенков (сильные, слабые и средние тени, блики), для каждого оттенка готовят отдельный трафарет. Некоторые отдельные теневые переходы смягчают от руки без трафарета.

При однотипных росписях, не имеющих заметных переходов от контрастных пятен к легким растушевкам, головку краскораспылителя держат на расстоянии 12—15 см от поверхности, причем это расстояние и угол наклона краскораспылителя сохраняют в течение всего процесса нанесения рисунка. Для получения мягких и незаметных цветовых переходов периодически меняют расстояние головки краскораспылителя от поверхности, а также угол ее наклона. Иногда краскораспылитель удаляют от поверхности на 1 м.

При приближении или удалении краскораспылителя от поверхности уменьшается или увеличивается площадь окрашиваемой поверхности,  но расход окрасочного состава не меняется, если факел красочной струи остается постоянным. Это свойство широко используют при аэрографии.

Если в течение длительного времени процессы отделки остаются неизменными, количество окрасочного состава, поступающего в распылительную головку, регулируют запорной иглой, увеличивающей или уменьшающей проходное отверстие сопла. Если необходимо уменьшить или увеличить расход краски, нажимают на курок краскораспылителя так, чтобы игла соответствующим образом открывала проходное отверстие сопла.

Описанными приемами создают поверхности, отличающиеся насыщенностью окрасочным составом. Это позволяет придать аэрографической росписи объемность, которой трудно достигнуть при работе кистями.

При аэрографической росписи потолков трафареты поддерживают деревянными рамками с сеткой из  натянутых капроновых нитей

Трафарет укладывают поверх сетки и рамку прижимают к поверхности потолка. На рамках закреплены длинные деревянные ручки. Роспись на потолках выполняют два человека, пользуясь при этом краскораспылителем СО-6А. Стаканчик для краски шарнирно соединен с корпусом краскораспылителя, что дает возможность закреплять его в различных положениях по отношению к окрашиваемой поверхности.

При росписи на трафарете оседает толстый слой окрасочных составов, который искажает контуры трафарета и нарушает точность получаемого рисунка. Кроме того, несмотря на пропитку бумаги олифой, трафарет размокает и в узких местах рвется. Чтобы увеличить срок службы трафарета, в конце рабочего дня снимают наслоение краски ножом, протирают трафарет кистью, смоченной водой (при росписях водными составами) или скипидаром (при неводных). Просушенные трафареты после росписей водными красками вновь окрашивают олифой или масляными окрасочными составами.

 

 

Матование и травление стекла

  

 

Матование и травление стекла в основном применяют для уменьшения его прозрачности, а также для получения декоративного рисунка. Матование стекла производят различными способами.

1.         Стекло  окрашивают  вручную  цинковыми   белилами,   разведенными

скипидаром   пополам   с   масляным   лаком   до   лессировочного   состояния,

или   органосиликатной   краской   ВН-30.   Свежеокрашенную   поверхность

торцуют торцовкой или сухим тампоном из марли с ватой.

2.         Эти   же  окрасочные   составы   наносят   на   стекло   аэрографическим

краскораспылителем СО-6А без последующей торцовки.

3.         Стекло  прокатывают  обычной  стекольной  замазкой  до  получения

ровной матовой поверхности.

При матовании оконных и витринных рам краску или замазку наносят на внутреннюю сторону стекла зимних рам (со стороны междурамного пространства). Краска, наложенная на внешнюю сторону (со стороны помещения), разрушается oт влаги.

4.         Матование стекла  с применением шлифовальных кругов — один из

способов создания долговечной матовости стекла. Стекло устанавливают на

ровную поверхность стола, имеющего желоба для стока воды, и обрабаты

вают шлифовальными кругами с песком, смоченным водой. Фактура мато-

вания зависит от крупности песка. Этот способ применяют при небольших

объемах работ.

5.         Матование стекла с помощью пескоструйного аппарата выполняют

в мастерских, оборудованных камерами с вытяжной вентиляцией. Произ

водительность в этом случае намного выше, чем при использовании шлифо

вальных кругов. Стекло устанавливают с небольшим наклоном, опирая его

всей площадью на жесткую подставку с мягкой прокладкой (обычно вой

лочной).  Поверхность стекла  обрабатывают сухим песком при давлении

воздуха 0,2—0,3 МПа.

6.         Морозные узоры ( 132) на стекле получают с помощью столярного клея, используя его свойство при высыхании значительно уменьшать свой объем. Для этого стеклу сначала придают матовость обработкой песком вручную или пескоструйным аппаратом. На матовую поверхность наносят слой горячего крепкого раствора столярного клея толщиной 2—3 мм. Высыхая, клей отрывает тонкую пленку стекла, которая легко снимается щеткой. Чтобы ускорить процесс высыхания, стекло в горизонтальном положении помещают в сушилку с температурой 50—60°С.

Чтобы получить крепкий раствор клея, плиточный столярный клей замачивают в воде в течение суток, затем излишнюю воду сливают, а набухший клей разогревают в паровой бане.

Морозные узоры можно выполнять только на толстых оконных стеклах, так как тонкие листы стекла высыхающий клей согнет, не оторвавшись от его поверхности.

Клей с осколками стекла можно использовать неоднократно, но необходимо каждый раз в него добавлять не менее 50% нового клея. Этот же клей можно использовать и для малярных работ, так как при разваривании осколки стекла оседают на дно и легко удаляются. Протирать эти стекла   следует   осторожно,   так  как   острые  грани  узора   могут  поранить руку.

7. Матование стекла выполняют плавиковой кислотой, которая растворяет стекло и не растворяет органические и синтетические воски и смолы, а также жиры и их смеси. Плавиковая (фтористоводородная) кислота — водный раствор, в котором содержится до 40% фтористого водорода. Плотность кислоты 1,149 г/см3 при 15°С. Она разрушает металлы за исключением золота и платины. Для кратковременного хранения кислоты стеклянную посуду изнутри покрывают слоем парафина или воска или же применяют эбонитовую, каучуковую или хлорвиниловую посуду.

Перед травлением поверхность стекла обезжиривают раствордм соды, тщательно промывают водой и высушивают. Необходимо учитывать, что следы пальцев на поверхности стекла являются также защитной пленкой — в этих местах травление дает слабый отпечаток рисунка кожи пальцев.

Промытое и высушенное стекло покрывают пастой и выдерживают 10 мин, после чего пасту удаляют резиновым шпателем, а стекло хорошо промывают чистой водой и насухо вытирают.

Стекла больших размеров для матования погружают в ванну с раствором плавиковой кислоты. Для этого обычно применяют деревянные ванны, покрытые изнутри битумом, парафином, асфальтовым лаком (обязательно по сухой поверхности). При приготовлении раствора для матового травления в пасту для стойких стекол добавляют кристаллическую соду (50% от количества вводимой кислоты). Кристаллическую соду можно заменить кальцинированной с соответствующим пересчетом: 1 г0,3706 г кальцинированной. кристаллической соды соответствует

Перед травлением стекло тщательно промывают в 3%-ном растворе соляной кислоты и устанавливают вертикально для стекания с него излишка жидкости. Подготовленное изделие берут щипцами (деревянными или металлическими с резиновыми держателями), погружают в ванну с травильной жидкостью и несколькими движениями взад и вперед взбалтывают жидкость, омывая изделие, которое после этого вынимают и укладывают на столе с трехгранными деревянными подкладками. Через 2—3 мин изделие приобретает необходимую матовость. После этого его промывают сначала в чистой холодной проточной воде, а затем с помощью щетки и ветоши — в теплой.

При одностороннем матовании одну из поверхностей изделия покрывают защитной пленкой из парафина. Для этого расплавленный парафин наносят на сухое стекло кистью. После окончания травления и промывки изделия защитную пленку счищают острым шпателем или гибким ножом, а остатки смывают растворителем (скипидаром, лаковым керосином).

При небольших размерах изделия матование стекла выполняют пастами. Цасты готовят такой консистенции, при которой их можно наносить на поверхность мягкой кистью. В зависимости от стойкости стекла применяют два вида паст:

Для стойких стекол: фтористый аммоний — 7; сернокислый барий (осажденный) — 4; плавиковая кислота 40%-ная — 5. Для менее стойких стекол: фтористый калий — 10; сернокислый калий — 4; крахмал картофельный — 0,8; плавиковая кислота 40%-ная — 5,1—5,2. В фарфоровой ступке тщательно растирают, одновременно перемешивая, сухие компоненты. Сухую смесь затворяют плавиковой кислотой перед процессом травления.

8. Художественное травление плавиковой кислотой состоит из следующих процессов: подготовка стекла с обезжириванием поверхности, нанесение защитного покрытия, гравирование рисунка ( 133), травление, промывка, удаление защитного покрытия и окончательная промывка.

При художественной обработке стекла все поверхности, не подлежащие травлению, покрывают защитной пленкой. Выбор способа нанесения защитной плёнки зависит от ее материала. Лаки из природных или синтетических смол и растворителей или краски на олифе наносят кистью или ручным краскораспылителем. Чаще всего применяют следующий лаковый состав: смол и растворителей или краски на олифе наносят кистью или ручным краскораспылителем. Чаще всего применяют следующий лаковый состав:

Желтый сухой сурик—7; канифоль — 3; льняная олифа — 2; растворитель (скипидар или лаковый керосин) — 3.

Растертый на растворителе железный сурик и предварительно раздробленную канифоль, растворенную также в растворителе, смешивают и разводят олифой. Состав/ тщательно перетирают в фарфоровой ступке.

Восковые составы (табл. 11) —тонкие, химически стойкие, упругие, но очень мягкие покрытия — готовят в песчаной или водяной бане. Вначале расплавляют материалы с наибольшей температурой плавления, а затем вводят поочередно материалы с меньшей температурой плавления.                                      

Химический чистый, температура плавления технического парафина 42°С.

Перед погружением изделия составы разогревают до температуры 80—100°С, поддерживая эту температуру все время, на которое в них погружают изделие. Эти же составы можно наносить мягкой кистью.

Перед травлением в толще защитного слоя процарапывают художественный рисунок, обнажая стекло. При ручном гравировании применяют различные способы. Рассмотрим наиболее распространенные.

Если защитный слой нанесен на одну сторону стекла кистью, рисунок подкладывают под стекло, обращенное защитной пленкой вверх, и переносят его процарапыванием защитной пленки.

При применении непрозрачных жестких окрасочных составов на затвердевший защитный слой переводят рисунок с помощью копировальной бумаги. Ее можно изготовить нанесением на лист белой бумаги сплошного графитового слоя мягким карандашом. Переведенный рисунок процарапывают. Чтобы лист с рисунком во время работы не смещался, его делают на бумаге размером больше стекла и подгибают края под стекло со всех четырех сторон.

При двустороннем защитном слое травление в плавиковой кислоте производят погружением изделия в сосуд с кислотой, при одностороннем — путем налива кислоты на процарапанный защитный слой. В последнем случае рисунок ограждают валиком из полутвердой асфальтовой мастики или суриковой замазки (сурик железный, затворенный на олифе).

Для травления неразбавленной плавиковой кислотой (35—40%-ной) достаточно 1—3, а разбавленной водой в соотношении 1:1 (плавиковая кислота: вода) — 10—30 мин. После травления методом погружения стекло вынимают из ванны с кислотой промывают вначале холодной проточной водой, а затем теплой. При травлении наливом кислоту сливают со стекла в емкость и промывают стекло водой так же, как и в первом случае.

Затем удаляют защитные покрытия. Покрытия из восковых композиций счищают погружением стекла в теплую воду с последующим подогреванием W   температуры   90°С.   При   этом   восковые   покрытия   расплавляются   и всплывают на поверхность. Восковые композиции, собранные с поверхности воды и просушенные, используют неоднократно, каждый раз добавляя в состав до 30% новых составляющих.

Лаковые и окрасочные защитные покрытия удаляют растворами щелочей или растворителями, выдерживая травленое стекло в них до размягчения

защитного слоя.

При работе с плавиковой кислотой строго соблюдают требования безопасности, так как пары кислоты ядовиты и действуют на органы дыхания, а в результате попадания кислоты на кожу образуются ожоги. Травление кислотой производят в хорошо проветриваемых помещениях, а при малых размерах стекла — вытяжных шкафах. Работают в резиновых перчатках. При случайном попадании кислоты кожу промывают чистой водой, а затем раствором соды.

 

 

Окраска под мрамор и гранит

  

 

Окрашивать поверхности под мрамор и гранит следует по натуральным образцам или цветным рисункам, только в этом случае имитация будет в достаточной мере отражать особеннности цвета и строения камня. Выполняют окраску за два-три раза.

Колеры составляют различных цветов: для основного цвета камня (фона) и жилок. Колером основного цвета грунтуют поверхность. По непросохшей грунтовке тонкими хорьковыми кисточками рисуют жилки, вначале наиболее часто встречающиеся в данной породе камня, затем другим цветом отдельные вкрапления и жилки.

Если цвет жилки, расплываясь, постепенно переходит в цвет фона, этот переход имитируют обработкой поверхности сухим флейцем, проводя им вдоль и поперек жилок по нескольку раз, особенно тщательно растушевывая в местах наибольшей расплывчатости. На  134 (см. цв. вклейку) показана техника имитационной окраски под мрамор месторождения Давалу  (Армянская ССР).

Так как естественными мрамором и гранитом поверхности облицовывают отдельными плитами, подбираемыми по цвету и рисунку, рекомендуется и при окраске предварительно разбивать поверхность на отдельные камни. Окрашивают каждый камень в отдельности: для-получения тонкой грани между камнями разделанный камень прикрывают прямоугольным куском песчаной бумаги (шкурки), которая не портит свежеокрашенной поверхности. Высохшую разделанную поверхность покрывают один-два раза лаком.

Категория: Мои статьи | Добавил: prosperitas (13.11.2009) | Автор: PROSPERITAS
Просмотров: 5627 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Используются технологии uCoz